"Что? Сетевой маркетинг? Да вы что, это же несерьезно!".
Сколько раз нам приходилось слышать подобные высказывания.
Работаем
ли мы с кандидатами, переписываемся по электронной почте или говорим о
нашем занятии со знакомыми - довольно часто, особенно в деловой среде,
можно услышать мнение, что сетевой маркетинг, как минимум, далек от
того, чтобы называться серьезным
бизнесом, а как максимум вообще вещь недостойная.
К
счастью, подобная крайня точка зрения встречает сегодня гораздо меньше
сторонников, чем еще несколько лет назад, но суть происходящего
остается - ореол несерьезности, репутация 'бизнеса для домохозяек'
преследует сетевой маркетинг все время, сколько он существует. И
несмотря на то, что уже тысячи людей во всем мире добились
экономического
успеха
в индустрии сетевого маркетинга, среди широких масс по-прежнему в ходу
избитое мнение, что сетевой маркетинг - это что-то вроде заменителя
'нормальной' работы, своего рода псевдобизнес.
Подобную точку
зрения можно постараться понять. Действительно, в сравнении с
традиционными бизнесменами, закончившими все мыслимые учебные
заведения, заседающими в персональных кабинетах и совещающимися на
серьезных совещаниях, сетевики с их портфелями и охапками потрепанных
буклетов кажутся жалкими пародиями, посягнувшими на место в мире
бизнеса. Да и может ли вообще носить достойное звание бизнеса
деятельность, вся суть которой сводится к тому, чтобы продавать товары
своим знакомым и привлекать к подобной унылой доле новых неудачников,
пытаясь, таким образом, заработать за счет своих близких? Что может
быть смешней? Если прибавить к этому еще и тот факт, что в нашей стране
сетевой маркетинг все еще находится в стадии становления, когда власти
и пресса плохо разбираются в сути происходящего, ситуация кажется
совсем унылой. И неважно, занимаемся ли мы традиционным сетевым
маркетингом или более современным маркетингом четвертой волны, где
системные решения реализованы на базе
Интернета, всем нам время от времени приходится сталкиваться с высокомерно-снисходительным
отношением с самых разных сторон.
Ситуация
эта особенно актуальна ввиду того, что она является весьма серьезным,
если не сказать главным, препятствием в нашей работе. Сколько людей не
подписали контракт только потому, что не захотели заниматься столь
несерьезным делом? Сколько нервов нам самим пришлось потерять из-за
насмешек или сочувствующих вздохов родных и близких? Сколько начинаний,
полных энтузиазма, закончились крахом из-за того, что люди однажды
усомнились в том, что занимаются делом достойным, и преуспели в этом
сомнении? Не это ли причина всех неудач, известных нашему бизнесу? Для
всех, кто еще не достиг достаточно высокого уровня
дохода,
чтобы не беспокоиться о собственном самоуважении, представление о том,
что они занимаются чем-то несерьезным, наживаясь за счет других,
постоянно представляет собой опасность. Вот почему следует тщательно
разобраться в том, насколько серьезен или несерьезен сетевой маркетинг,
каково его место в мире бизнеса и экономики, в чем его объективные и
вымышленные отличия от так называемого 'нормального' бизнеса. Либо
сетевой маркетинг является полноценным, самодостаточным бизнесом в
полном и самом широком смысле этого слова, либо нет, и двойного подхода
здесь быть не может. Нужно не просто иметь четкую позицию по этому
вопросу, основанную на понимании сути явлений, но и уметь донести ее
как до кандидатов, так и до новых деловых партнеров. От того, насколько
хорошо мы умеем это делать, может существенно зависеть прогресс как нас
и наших партнеров, так и индустрии в целом.
В чем состоит самое главное визуальное отличие свободного бизнеса от
сетевого маркетинга? Cвободный бизнес - это всегда создание нового
предприятия, а также набор штата, выбор стратегий и планов, организация
транспорта и сбыта, выплата зарплат, налаживание связей с партнерами и
поставщиками и тому подобные самые разнообразные экономические
действия. Все они в совокупности и создают тот пресловутый ореол
чрезвычайной серьезности, основательности, традиционности, который в
глазах большинства выгодно отличает свободный бизнес от сетевого
маркетинга, где ничего подобного нет. А есть лишь повторение, на первый
взгляд совершенно бездумное, ограниченного набора действий, не
требующих ни экономического образования, ни деловой хватки - и все с
той лишь целью, чтобы привлекать людей, да еще и таких же экономически
неквалифицированных. С точки зрения классической экономики - сущая
ересь!
Конечно, если рассуждать в таком ключе, сетевой
маркетинг не выглядит столь внушительно, как свободный бизнес. Но иначе
и быть не может, ведь сетевой маркетинг и не является свободным
бизнесом в чистом виде, поскольку в нем человек пользуется арсеналом
средств, предоставленных ему в пользование компанией, и потому не
создает того, что принято называть 'своим делом'. Поэтому, если
традиционный бизнес мы называем свободным, то сетевой маркетинг следует
называть партнерским. В этом смысле концепция сетевого маркетинга
сходна с концепцией франчайзинга - и там, и там человек становится
партнером компании, у которой приобретает необходимый
бизнес-инструментарий. (Кстати, современный сетевой маркетинг можно
рассматривать и как Интернет-франчайзинг).
Как же, таким
образом, обстоят дела, и можно ли сказать, что с точки зрения общих
принципов сетевой маркетинг является полноценным бизнесом? Это и есть
наш ключевой вопрос, и подойдем мы к нему с анализа главной функции
сетевого маркетинга - процесса привлечения людей.
'Подписался
сам, подпиши других'. Кто-то скажет, что бизнесом здесь и не пахнет, а
кто-то непременно добавит, что это еще и безнравственно - ведь вся
известная мораль учит, что наживаться на других нехорошо. И вот какова
сермяжная правда: а другого способа зарабатывать деньги и не
существует, если только вы не захотите рубить и продавать дрова. Ведь,
по сути, из чего состоит доход владельца компании, если не из суммы
усилий наемных работников, в ней работающих или с ней сотрудничающих?
Важно очень хорошо понимать следующее: если некий бизнесмен
зарабатывает в тысячу раз больше, чем дровосек, то это происходит вовсе
не потому, что он работает в тысячу раз больше или лучше дровосека - а
потому, что он является владельцем предприятия, продукты или услуги
которого покупают тысячи людей, а покупают они их потому, что десятки
других людей их изобрели и произвели, еще десятки упаковали, довезли и
продали, а еще сколько-то сняли рекламу (и снялись в ней сами в
качестве актеров), и так далее, и так далее - то есть, будучи центром
всей этой деятельности, он соответствующим образом привлек, оформил и
направил человеческие ресурсы, которые в конечном итоге приняли вид
прибыли, процент из которой и достался нашему бизнесмену. Пол Гетти,
один из отцов современной экономической теории, следующими словами
метко описал происхождение дохода: 'Я лучше буду получать один процент
от работы ста человек, чем сто процентов от своей собственной работы'.
Заметим, эта фраза вовсе не относится к сетевому маркетингу, но как
точно, тем не менее, она его описывает!
Итак, фундаментальный принцип экономики (или, если хотите, экономической философии) состоит в следующем:
любая экономическая активность есть аккумуляция человеческих ресурсов