Духи
создают вокруг тебя неповторимую ауру, а изящный флакон радует глаз и
подчеркивает стиль. Одна моя знакомая, когда не может решить, какой
аромат «надеть», выбирает тот парфюм, флакон которого лучше других
подходит к ее одежде. В этом есть свое рациональное зерно. Начало ароматной истории Парфюмерное
искусство зародилось еще в 2800 году до нашей эры, судя по первым
историческим справкам о духах. Древние народы Египта, Греции, Рима и
Китая использовали ароматы как в эстетических, так и в медицинских
целях. Целебные силы эфирных масел применялись в личной гигиене для
устранения неприятных запахов и придания аромата телу и жилью. Распад
Римской Империи губительно сказался на парфюмерном деле, которое
возродилось лишь в 16 веке. Тогда стали популярными ароматические
шарики. Большинство же современных парфюмерных фабрик, таких как
Yardley, были основаны уже в 18 веке. Когда мы ищем
«свой запах», не последнюю роль играет и «наряд» духов. Флаконы создают
не только для хранения, но и для эффектной демонстрации аромата. Их
дизайн стал настоящей манией множества коллекционеров. Сегодня
некоторые такие шедевры уходят «с молотка» за сотни тысяч долларов.
Например, недавно эксклюзивный флакон духов «Сокровища моря», дизайн
которого разработал легендарный Рене Лалик, был продан на аукционе за
216 тысяч долларов коллекционеру, пожелавшему остаться анонимным. В преддверии 20-го века. Стекло, серебро и керамика К
18 веку завоевали признание флаконы для нюхательной соли и туалетного
уксуса, похожие на миниатюрные сундучки, умещающиеся на ладони или в
дамской перчатке. Сейчас бы в таком аксессуаре правоохранительные
органы заподозрили что-то неладное. Тогда же
пользоваться популярностью стали эфирные масла и цветочная вода в
привлекательных стеклянных емкостях. Их могли себе позволить не только
знатные особы, но и обычные люди. Только представь: Наполеон Бонапарт
заказывал в месяц по 60 флаконов цветочной воды. Середина
19 века привнесла богатство и насыщенность викторианского стиля в
парфюмерную промышленность. Флаконы, чеканенные из серебра, были
украшены замысловатыми рисунками, керамические – инкрустированы
цветами, а стеклянные – огранены так, что сверкали на свету. От такого
великолепия дамы приходили в восторг. Также на протяжении 18 и 19 веков признаком хорошего вкуса считалось иметь фарфоровые флаконы. 1900 – 1920. Рождение первой легенды дизайна В
1905 году Рене Жюль Лалик открыл свой первый магазин стеклянных
флаконов. Договорившись с фирмой Coty, он начал массовое производство.
Лалик использовал оригинальнейшие дизайнерские разработки. Ему было,
что предложить любителям ароматов. Ведь он создавал драгоценности для
звезды Сары Бернар, у него заказывала украшения русская императрица
Александра Федоровна. Этот ювелир и мастер работы по стеклу считается
одним из главных художников стиля ар нуво. За многие годы Рене выпустил
тысячи флаконов для более чем 60 фабрик. Ар Нуво и Ар Деко оказывали
тогда огромное влияние на парфюмерную промышленность. Отголоски этого
влияния можно находить и по сей день. 1920 - 1930-е. Господство Ар Деко Использование
духов приобретало все большее распространение, парфюмерная индустрия
продолжала расти, и все быстрее. В дизайне становится заметно влияние
кубизма, сюрреализма и модернизма. Известнейшая
стеклодельная фабрика Baccarat, основанная еще в 1764 году во Франции,
выпустила множество экспериментальных флаконов для известных парфюмеров
(в том числе Elizabeth Arden), выполненных в этих новых стилях. С
начала 1920-х годов и до начала Второй Мировой рельефные, угловатые
формы, присущие стилю Ар Деко, широко использовались в дизайне
парфюмерных упаковок. В 1922 году в мире духов
произошла очередная революция. Тогда на рынке были представлены, в
основном, натуральные цветочные ароматы. Коко Шанель выпустила
совершенно новый, непривычный запах, сочетающий в себе наряду с
натуральными – синтетические субстанции. Кстати, его создал выходец из
России, парфюмер Эрнест Бо, эмигрант, происходящий из семьи знаменитых
парфюмеров. Chanel №5 стал великим ароматом 20 века, а его флакон –
эталоном элегантной простоты. А в 1930 году, во времена Великой
депрессии в Америке, Жан Пато представил духи под названием "Радость",
Joy, ставшие известными как самый дорогой аромат в мире. В наиболее
мрачные для страны времена Пато решил сыграть на отчаянном желании жить
красиво не смотря ни на что. Для создания 30 мл Joy используют больше
10000 цветков жасмина и 360 роз. Флакон был выдержан в том же модном
стиле, на его дизайнеров явно повлиял успех Chanel №5. Знаменитое
богемское стекло получило «второе дыхание» после Первой мировой войны.
Яркие, разноцветные флаконы, выполненные в стиле Ар Деко, стали
популярными во всем мире. Искусный ремесленник Генрих Гоффман
представил вниманию любителей духов поразительные флаконы из богемского
стекла. Геометрические формы, классические мотивы и непропорционально
большие пробки – все это было характерно для того времени. Легендарный
итальянский дизайнер Эльза Скиапарелли экспериментировала не только с
новыми материалами в одежде, но и нестандартными решениями в упаковке
духов. В 1936 году вышел аромат Shocking в виде женского торса, а позже
– обворожительный Le Roi Solei с колпачком в виде солнца, нарисованного
Сальвадором Дали. Кстати, именно сотрудничество Дали и Скиапарелли
вдохновило пару лет назад Мэрилина Мэнсона на выпуск собственного
парфюма, о чем он объявил пару лет назад. 1940 - 1950-е. Пластик и начало дизайнерского бума Послевоенное
время привнесло в производство флаконов промышленное стекло и
пластиковые колпачки. Дешевизна материалов компенсировалась новыми
броскими формами и рисунками. Знаменитая Лили Даше, модельер шляп и
других аксессуаров, создала флакон в виде пуделя для аромата Dashing, и
в виде женского бюста – для Drifting. А выпущенные в 1947 году New Look
от Christian Dior, и позднее – Miss Dior стали символами элегантности и
утонченности. Изящный флакон в виде сердца для
первого аромата, выпущенного Nina Ricci, был разработан домом Lalique,
так же как и классических L’Air du Temps. Изобретение
бельгийско-американским химиком нового материала бакелита
(нерастворимой искусственной смолы) дало производителям возможность
создавать флаконы по еще более низкой цене. 1960-е – настоящее время. Под влиянием маркетинга В
1960-1970-е годы роскошные упаковки сменились недорогими маломерными
флаконами. Впервые в магазинах появились бумажные ароматизированные
полоски. Этот ход был придуман Giorgio Beverly Hills, дабы увеличить
продажи. Сегодня некоторые такие шедевры уходят «с молотка» за сотни тысяч долларов Конец
20 века, когда конкуренция на рынке парфюмерной продукции стала
особенно серьезной, был урожайным на оригинальные дизайнерские решения
флаконов. Все новые и новые формы создаются с
использованием стекла и новоизобретенных материалов. Насыщение
парфюмерного рынка стимулирует известные дома моды выпускать так
называемые limited-edition духи, как например, Remember Me от Dior в
2000 году. Изобрести что-то новое становится все трудней. Недавно
разгорелся настоящий скандал, вызванный появлением нового аромата
Insolence от Guerlain, дизайн флакона которого французский суд счел
слишком похожим на флакон, созданный ранее парижской компанией Cardiet
Design. Каких только флаконов не наизобретали наши
современники, стремясь поразить покупателей и подчеркнуть особенности
аромата. Например, емкость для аромата J’S от Жака Каваллье сделал
испанский дизайнер Хуан-Карлос Рустаразо. В центре прямоугольного
флакона продето серебристое кольцо. Выглядит, как будто духи носят
пирсинг. Невидимое белье Как
сказала Donna Karan, «Аромат – это нижний слой одежды, женское
невидимое белье». Зато при всей своей невидимости, не скрытым от
посторонних глаз всегда остается флакон, хранящий бесценный «букет». И,
согласись, любить аромат глазами – тоже приятно. В прошлом году, когда
проходило вручение Национальной Парфюмерной премии PARUS, в номинации
«Лучший дизайн флакона» победил аромат «Appartion» от Emanuel Ungaro.
Бывает и так, что тебе безумно нравится запах, но при этом ты предпочла
бы хранить его в другом флаконе. Однажды в Праге я купила подруге
флакон для духов из богемского стекла. Было в нем что-то неуловимое,
создающее особое настроение. Подруга очень обрадовалась, сказав, что ее
любимый запах как раз нуждается в достойном оформлении. Теперь в ее
сумочке всегда живет этот маленький аксессуар, который в очередной раз
подчеркивает ее женственность и тонкий вкус. Обрати внимание на флакон
своих любимых духов, возможно, он - тоже настоящее произведение
искусства! Анастасия Денисенкова |